Лаборатория "Геодезии и картографии"
Форма входа
Категории каталога
Наши статьи [4]
Нужные [35]
здесь помещены статьи различных авторов, которые могут в чём-то помочь
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Четверг, 08 Дек 2022, 21:29
Главная » Статьи » Наши статьи

УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЛЕЙ И РЕГИСТРАЦИЯ НЕДВИЖИМОСТИ - КАК СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЛЕЙ И РЕГИСТРАЦИЯ НЕДВИЖИМОСТИ – 
КАК СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 

А.А.Квитовски – консультант проекта ЕвропЭйд 
 «Регистрация земли в Узбекистане» (Нидерланды) 

А.А.Самборский – директор Национального центра 
 геодезии и картографии (Узбекистан) 

 

Земля – это важнейший ресурс, без которого невозможна жизнь на нашей планете. Люди всегда пытаются отвоевать землю у моря, пустынь, лесов, 
исследовать природные ресурсы, расположенные в ее недрах, пользоваться и управлять ими. Люди, а также создаваемые ими организации, имеют и иные отношения с землей, они ей владеют, используют для проживания, передвижения, осуществления сделок, в качестве предмета залога и т.п. 
Правительству для того, чтобы содействовать, обеспечивать защиту, 
управлять и при необходимости контролировать людей и организации, необходимо: 
определить людей и организации (ID, юридические базы данных); 
разместить людей и объекты (адрес месторасположения); 
выявить, что находится у них в собственности: недвижимое имущество 
(земельные участки, здания, квартиры), движимое имущество (автомобили, 
самолеты, корабли и т.д.); 
установить и гарантировать права на это имущество. 
Это также является целями/ролью электронного правительства и должно 
выполняться в электронном виде для большей эффективности, сокращения затрат и времени! 
Рациональное использование земли, эффективное управление земельными 
ресурсами являются одной из важнейших задач правительства и населения любой 
страны. Это подтверждается в частности тем, что, по меньшей мере, 20% валового 
внутреннего продукта может создаваться за счет земли, недвижимости и 
строительства. 
Управление земельными ресурсами включает в себя те функции, которые 
связаны с регулированием развития и использования земельных ресурсов, со сбором доходов от земли (в результате ее продажи, сдачи в аренду или налогообложения и т.д.) и с разрешением конфликтов, касающихся прав на землю и ее использования. Оно охватывает как частные, так и государственные земли и включает: заселение земель, топографическую съемку, регистрацию, оценку стоимости и качества земель, контроль и управление землепользованием, управление инфраструктурой и коммунальными службами. Управление земельными ресурсами - это процесс сбора и распространения информации о правах собственности, стоимости и использовании земли и связанных с ней ресурсов. Такой процесс включает в себя определение или признание в судебном порядке прав и иных атрибутов земельных участков, их съемку, описание и подробное документирование, а также обеспечение соответствующей информации в поддержку земельного рынка. 
Управление земельными ресурсами должно быть основано на достоверной информации об их состоянии и использовании, правах на земельные участки, их стоимости, расположенных на них объектах и связанных с ними ресурсах. Информация о земельных ресурсах является одним из важных и дорогостоящих ресурсов, который необходимо эффективно использовать для извлечения связанных с ним максимальных 
потенциальных выгод. Управление информацией о земельных 
ресурсах предполагает: 
определение потребностей государства и населения в этой информации; 
анализ того, как на данный момент используется информация в процессе 
принятия решений, как информация поступает от одного производителя или пользователя к другому, какие препятствия возникают на пути такого потока информации; 
разработку политики по определению приоритетных задач, распределению необходимых ресурсов, распределению ответственности за принятие конкретных мер, установлению норм эффективности и методов контроля за их выполнением; 
совершенствование существующих и внедрение новых информационных систем; 
оценку и разработку новых механизмов и методов; 
обеспечение конфиденциальности и сохранности информации. 
Сегодня решение задачи информационного обеспечения управления 
земельными ресурсами во многих странах обеспечивается путем создания компьютерных земельных информационных системы (ЗИС) и систем регистрации прав на землю и недвижимость. 
Международная федерация геодезистов (FIG) определяет ЗИС как инструмент принятия юридических, административных и экономических решений и как вспомогательное средство планирования и развития. С одной стороны, такая система состоит из базы данных, содержащей пространственные данные (координаты и описания границ и др.) о земельных участках определенной территории, а с другой стороны - из процедур и методов систематического сбора, обновления, обработки и 
распространения информации. Основой ЗИС является единая система 
пространственной привязки, которая помогает также увязывать данные о земельных ресурсах с другими данными (о природных ресурсах, недвижимости, транспортной сети, демографии и др.). 
В данном контексте становится очевидным, что земельные информационные и регистрационные системы должны стать неотъемлемой частью электронного правительства. В связи с этим целесообразно внести соответствующие дополнения в концепцию е-правительства Узбекистана, предусматривающую в Базовом наборе государственных услуг для системы «государство - население» (G2С) из всего спектра услуг ЗИС только «регистрацию собственности и операций с ней». 
Как и везде, так и в Узбекистане, необходимо создать так называемые 
стандартизированные центральные базовые реестры (базы данных), к которым относятся: 
юридические реестры; 
реестры юридических лиц; 
адресные реестры; 
реестры кадастра недвижимости (в Узбекистане включая реестры земельных участков, реестры зданий и сооружений);
базовая топографическая карта. 
Все эти реестры должны быть, по крайне мере, совместимы друг с другом и взаимосвязаны и/или обладать возможностью «постоянного обмена данными». 
В связи с этим возникает вопрос: «В каких данных от внешнего источника заинтересована система управления землей?». Для того, чтобы более эффективно реализовать эту часть е-правительства, системе управления землей необходим прямой доступ (в режиме он-лайн, 
в пакетном режиме и т.д.) к юридической базе данных, базе данных юридических лиц и адресной базе данных. 
Соответственно, какие данные может предложить система управления 
землей? 
Что может система управления землей предложить другим партнерам в 
рамках будущей конфигурации е-правительства: 
у кого и какое недвижимое имущество находится в собственности/владении; какими правами и ограничениями обладает конкретный субъект (юридическое или физическое лицо) в отношении объекта (например, право собственности аренда, рента, залог и т.д.); 
географическое местоположение объекта; 
информация об объекте/субъекте (площадь, объем, стоимость, технические 
данные и т.д.). 
Рассматривая существующую систему управления землей можно выделить следующие задачи, которые необходимо решить для того, чтобы реализовать услуги е-правительства, в котором система управления землей является составной частью: 
создание современной инфраструктуры телекоммуникаций; 
внедрение высокоскоростного Интернета; 
подготовка квалифицированных специалистов; 
интеграция системы ИКТ с системой управления землей; 
создание баз цифровых данных (наиболее затратная часть); 
координация и поддержка со стороны государства, стандартизация, 
платформы обмена и т.д.; 
сотрудничество, согласованность между различными ведомствами, 
организациями, людьми (наиболее трудно!!!). 
Как известно, начальным и основополагающим этапом формирования 
системы управления земельными ресурсами является создание системы 
регистрации прав на землю и другую недвижимость. 
С вводом в действие в 1997 году нового Гражданского кодекса, 
предусматривающего обязательную государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Узбекистан приступил к созданию Национальной системы кадастра и регистрации недвижимости. 
 Передовой мировой опыт подсказывал, что регистрационная система должна быть основана на применении компьютерных технологий. Тогда же, после тщательного изучения, выбор был сделан в пользу оригинальной компьютерной технологии регистрации недвижимости «Uzbek Land Register» (UzLR), разработанной компанией International Land Systems (ILS) в тесном сотрудничестве с узбекскими специалистами в рамках проектов Тасис «Регистрация земли в Узбекистане». В настоящее время технологией UzLR 2.2 обеспечены центральный и все 14 региональных регистрационных офисов республики, а также 
компьютерный учебный класс в Национальном центре геодезии и картографии – ведущей организации в области создания Национальной системы регистрации недвижимости, проводится обучение специалистов, внедрение системы на местах, интеграция UzLR с создаваемыми центральной и территориальными геоинформационными системами. 
Здесь следует подчеркнуть, что UzLR – это не просто компьютерная 
программа, база данных, это – современная компьютерная технология, позволяющая автоматизировать все процедуры регистрации, за исключением конечно принятия решения о регистрации или об отказе, начиная от приема заявления и до выдачи сертификата и кадастрового плана, а также различного рода справок и информации о недвижимости. 
Сегодня, помимо автоматизации всех процедур, UzLR позволяет в полном 
объеме осуществлять регистрацию всех видов недвижимости в пределах 
регистрационных округов, создавать базу данных, оперативно формировать и выдавать любые отчеты и справки о зарегистрированной недвижимости, которые широко используются в различных целях органами власти, налоговыми службами, страховыми, риэлтерскими и оценочными компаниями, банками, юридическими лицами и гражданами. 
Внедрение UzLR значительно повысило уровень доверия к регистрационной системе, практически исключило возможность ошибок, искажения данных и коррупции, создало все предпосылки для публичного доступа к регистрационной информации. 
Как показывает опыт ряда европейских стран, имеющих компьютерные 
системы регистрации земли и недвижимости (Германия, Голландия, Дания, Литва, Финляндия, Швеция и др.), преимущества электронной регистрации неоспоримы. 
К концу года ожидается полномасштабный переход на компьютерную 
регистрацию недвижимости по всей территории республики. Конечно, полный переход от «бумажной» к компьютерной технологии, создание полноценной базы данных о недвижимости займут определенное время, в течение которого будут сохраняться существующие традиционные реестры, но регистрация новых объектов и сделок будет осуществляться уже в компьютерной системе. 
Анализируя ИКТ статус и развитие системы регистрации в Узбекистане, 
можно отметить следующее: 
регистрация недвижимости осуществляется в основном в бумажном виде; 
в процессе распространения новое компьютерное оборудование, 
программное обеспечение (финансируемое и поддерживаемое ЕС); 
в процессе подготовки законопроект о регистрации недвижимости ( с 
концентрацией внимания на регистрации в цифровом виде, электронной подписи, юридическом значении цифровых записей и т.д.); 
в ряде регионов (Самаркандская, Ташкентская, Хорезмская области) начата работа по регистрации в цифровом виде, конвертирование данных с бумажных носителей в цифровой формат для заполнения цифровых баз данных; 
начато создание центральной базы данных; 
в ближайшей перспективе центральный и все 14 региональных терминалов UzLR должны быть объединены в сеть Интранет, а в недалеком будущем система регистрации недвижимости должна стать частью создаваемого в настоящее время электронного правительства Узбекистана. 
В связи с этим важное значение приобретает выработка методологии и 
последовательности перехода к современной электронной регистрации. Как подсказывает мировой опыт и анализ состояния регистрации в Узбекистане, внедрение электронной регистрации будет состоять из следующих этапов: 
аналоговая регистрация (на бумаге); 
двойная регистрация: аналоговая/цифровая (A/Ц); 
цифровая регистрация; 
современная регистрация, основанная на электронном методе (в режиме онлайн). 
Аналоговая регистрация характеризуется следующими основными 
особенностями: 
регистрация на бумаге, в регистрах/книгах/папках; 
обработка документов на бумаге только «вручную»; 
отсутствие автоматической передачи/обмена данными между 
заинтересованными сторонами; 
передача документов: обычно «относится вручную» заинтересованными 
сторонами; 
процедура занимает много времени; 
обычно доказательство права собственности/владения находится у 
заинтересованной стороны; 
отсутствует взаимосвязь/обмен информацией между разными реестрами; 
в результате получаем: документ на бумаге; 
юридическое значение (доказательство): документ на бумаге 
/печать/подпись! 
Переходный этап двойной регистрации всегда присутствует, при этом обе 
системы работают! Двойная регистрация (A/Ц) подразумевает: 
регистрацию в бумажных регистрах и компьютерной базе данных (двойная регистрация), основанную на аналоговых документах; 
обработку документов путем сочетания работы, выполняемой на бумаге и на компьютере; 
процедуры, занимающие много времени (двойная работа!); 
передачу документов обычно «вручную» заинтересованными сторонами; 
доказательство права собственности/владения находится обычно у 
заинтересованной стороны; 
ограниченную взаимосвязь/обмен информацией между разными реестрами; 
получение, в результате, документа на бумаге; 
юридическое значение (доказательство): обычно опять же документ на 
бумаге/печать/подпись! 
Однако проведение этой работы часто основано на компьютерных данных! 
Цифровая регистрация характеризуется следующими основными 
особенностями: 
регистрация в компьютерной базе данных основана только (!) на аналоговых 
документах и цифровых файлах; 
обработка документов: в основном только работа на компьютере; 
процедура занимает гораздо меньше времени (для одной регистрации); 
передача документовосуществляется двумя способами: «относится 
вручную» заинтересованными сторонами и/или передается в электронном виде; 
обычно доказательство права собственности/владения находится у 
регистрирующей организации в электронном виде; 
хорошая взаимосвязь/обмен информацией между разными реестрами; 
в результате получаем: документ на бумаге или в цифровом варианте; 
юридическое значение (доказательство): документ на бумаге/печать/подпись и/или цифровой файл/запись; 
предполагается возможность функционирования в качестве подсистемы е-правительства. 
Современная регистрация, основанная на электронном методе, 
подразумевает, что: 
регистрация в компьютерной базе данных основана только !) на цифровых файлах; 
концентрацию данных и справочных материалов; 
обработка документов осуществляется только в цифровом виде (низкая 
человеко-занятость); 
процедура почти полностью автоматизирована (экономия времени и 
усилий); 
передача документов осуществляется только в электронном виде; 
доказательство права собственности/владения находится только у 
регистрирующей организации в электронном виде; 
имеется полная взаимосвязь/обмен информацией между разными реестрами и другими лицами; 
в результате получаем: документ в цифровом варианте, а по специальному запросу - документ на бумаге; 
юридическое значение (доказательство): в основном - цифровой 
файл/запись; 
имеется полная взаимосвязь с е-правительством. 
Для перехода к электронной регистрации потребуется также внести 
соответствующие поправки в законодательство для того, чтобы придать 
электронной регистрации законный статус, а также произвести ряд 
институциональных изменений. В частности, предусматривается организовать уже в этом году оказание кадастровых и регистрационных услуг по принципу «одного окна».

Категория: Наши статьи | Добавил: geokart (16 Мар 2009)
Просмотров: 1733 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

GeoKart © 2007-2010Используются технологии uCoz